20 марта 2016 г.

Духовные упражнения

В глубь нашей истории
«Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это»
Псалом 138 (139)

http://onlineministries.creighton.edu/Molitva/pr-doll2.jpg 

На прошлой неделе, листая фотоальбом своей жизни, мы все встретились с важными воспоминаниями, которые заставили нас соприкоснуться с Божьим присутствием, сопровождавшим нас на всем нашем жизненном пути. Упражнения этой недели помогут нам проникнуть в свою историю еще глубже.
Есть прекрасный способ углубиться в предмет: задать ключевые вопросы и дать на них ответы. На этой недели мы снова будем заниматься этим поиском прямо в гуще своих повседневных дел и, как прежде, будем использовать фон своего сознания.  Эти вопросы легко запоминаются и очень важны для подготовки к последующим неделям.  Все мы были «сотканы во чреве матери» (Пс. 140).  Разные события и переживания сделали нас теми, кто мы сегодня. Прислушаемся же к ответам, которые откроют нам на этой неделе глубину Божьего действия внутри нас.


Какие милости, постижения, яркие или болезненные воспоминания были дарованы мне на прошлой неделе?

Понравилось ли мне делать эти упражнения на прошлой неделе, родились ли во мне какие-то новые желания?

После просмотра «фотоальбома» меня привлекает ….

В какой момент своей истории я особенно остро чувствовал, что Бог знает меня всецело?

Есть ли во мне или в истории моей жизни нечто такое, чтобы мне трудно было себе представить, что Бог может об этом знать? 

Не потому ли, что мне трудно себе вообразить, что Бог это приемлет?
Где на моем жизненном пути встречались распутья?
Я мог пойти одной дорогой, а мог другой: каким образом Бог присутствовал в избрании моего последующего пути?

Принимаю ли я себя нынешнего? Если нет, могу ли я препоручить Богу то, чего не приемлю?
Если да, могу ли я с благодарностью препоручить Богу всего себя?
Быть может, я чувствую, что во мне есть области, которые Бог любит?
хочет изменить? поставить на службу другим людям?

Всякий раз, обращаясь к «фону» этой недели, я буду благодарить Бога за то, что моя история благословенным образом открывает мне Божие присутствие и любовь. Я буду ощущать, что по-прежнему расту и развиваюсь.  Сотворивший нас во чреве матери творит нас и ныне.



Практические советы для приступающих к упражнениям этой недели.
Каждую неделю мы будем приводить ряд практических советов, которые помогут нам подготовиться к упражнениям предстоящей недели и извлечь из них как можно больше пользы.
  • Обратите внимание на вопросы этой недели.  Тогда вы запомните их твердо.  Они побуждают нас сосредоточиться на образах, воспоминаниях, распутьях, особо болезненных событиях прошлого. Мы могли бы сказать: "Но ведь мы это ужеделали!"  Эта неделя призывает нас собрать воедино свои ярчайшие воспоминания, вышедшие на поверхность на прошлой неделе, вернуться к ним и воспользоваться ими, дабы проникнуть в них еще глубже.
  • Возникло ли у нас на прошлой неделе какое-то новое желание?  С этим вопросом мы будем встречаться часто.  Он призывает нас быть начеку, замечать в себе даже самые неуловимые новые стремления, всякий свой новый интерес. Например, я могу обнаружить, что мне захотелось побольше поразмышлять о некотором периоде своей жизни, на который на прошлой неделе у меня не хватило времени. Или просто вспомнить нескольких важных для меня людей, с которыми я давно не общался, и ощутить стремление им написать.
  • Оставайтесь там, где найдете плоды.  Это очень мудрое указание св. Игнатия. Если я нашел плоды  – пережил утешение, некое прекрасное постижение, близость к Богу, даже просто осознал что-то новое, – я могу считать, что этот дар естьзнамение Божие.: "Вглядись в это, друг, ибо Я хочу тебе дать еще очень многое!"  Это можно представить себе так: мы получили подарок в бумаге, перетянутый лентой с большим бантом. Мы можем знать, что это подарок, мы можем даже знать, кто нам его преподнес, и даже сказать этому человеку «спасибо», но подарок не открывать. Но указание Игнатия призывает нас открыть обретенный дар и изведать, что там внутри.
  • Промывание золота.  Эта метафора будет помогать нам на протяжении всего курса упражнений. Представьте себе быстрый поток воды – неплохой образ нашей стремительной жизни.  Представьте себе, что погружаете в воду сито. Что происходит? Ваше сито наполняется всякой всячиной. Когда вы легонько трясете его, некоторые частицы поменьше отсеиваются, и становятся видны камешки побольше. И вот мы видим в своем сите крупицу золота.  Мысль:  я не обрету этого сокровища, если буду просто сидеть у ручья и глядеть в воду.  Золото нужно промыть – отобрать некоторую часть своего опыта и в нее углубиться. Помните: обнаружив крупицу золота, очень важно ее взвесить – записать обретенный дар и, возможно, поделиться им с другими на странице обмена опытом.
  • Как НАСА обрабатывает снимки из космоса. Еще один образ: как НАСА получает снимок из космоса? Сначала она получает мутное изображение, представляющее собой лишь один из множества фрагментов. Затем НАСА начинаеточищать изображение – избавлять его от искажений, возникающих в процессе передачи из космоса. Затем ученыецифровым методом улучшают качество изображения, в основном добавляя в него недостающее, делая снимок четче. И, наконец, они складывают различные фрагменты в единое целое, и вот перед нами прекрасный марсианский ландшафт.
  • Мы по-прежнему создаем себе фон. Эти духовные упражнения потребуют от нас дальнейшего использования фона нашего сознания. В нашей насыщенной жизни много мусора, шума и помех. Если мы сможем очистить фон своего сознания и позволим вопросам этой недели свободно струиться там всю неделю, мы заметим в себе огромные перемены.  Опять же, если я буду записывать ответы на вопросы или хотя бы произносить их вслух и даже про себя, это поможет мне не утратить обретенный дар.
  • К концу этой недели мы все почувствуем желание принести свою жизнь Богу.  Особенно те ее моменты, которые наименее для нас привлекательны, которые, возможно, кажутся нам неприемлемыми. Помните о благодарности. Не нужно бытьцельным, чтобы испытывать благодарность.
Наслаждайтесь странствием.  Мы только начинаем свой путь.  Начинаем позволять Богу действовать внутри нас.  Бог может сделать бесконечно больше, чем мы способны попросить или вообразить.  Будем же уповать на это и наслаждаться этим.



В путь
Наша молитва в период духовных упражнений заставляет нас сосредоточиться на любящем Боге, Который с любовью сосредоточивается на нас.  Два простых свойства любви очень помогут нам в это время, посвященное молитве с творением и о творении.
Любовь побуждает нас к откровению. Если мы любим, рано или поздно мы начинаем желать, чтобы наш любимый человек об этом узнал.  Мы можем послать ему открытку, потом коробку конфет, потом, возможно, позвоним ему и встретимся с ним. Все это время в нас происходит творческое самораскрытие, которое дает любимому возможность принять наше чувство или его отвергнуть. Любящий хочет, чтобы любимый ощутил и принял его любовь.
Любовь должна выражаться в словах и жестах, понятных любимому. Из уважения к любимому любящий выражает свою любовь так, чтобы любимый мог его понять. Если я люблю слепого, я не говорю с ним языком знаков. Если мой любимый понимает только немецкий, я говорю с ним только на немецком языке и ни на каком другом. Любящий учитывает  личность и характер любимого.
В предстоящие недели во время молитвы мы будем наблюдать, как любящий Бог раскрывает нам Свою любовь посредством Своих дел. Мы заметим, что при этом Он учитывает наши особенности восприятия. Мы будем молиться, замечая, как Он постоянно привлекает к Себе наше внимание, осыпая нас проявлениями нежной, но настойчивой любви.
Для начала мы вспомним о том, что Бог непрестанно творил каждого из нас и, в сущности, продолжает нас творить.  Бог не творит людей, чтобы разбросать их по земле, словно пустые молочные бутылки или сломанные автомобили. Бог стремится к нам как к Своим возлюбленным и действует внутри и вокруг нас на благо нашей души. Итак, Бог хочет лишь одного: чтобы мы испытали Его бесконечную любовь, раскрывающую себя в нашем конечном опыте, и впустили эту любовь в свою жизнь.
То, что Бог нас творит, свидетельствует каждому из нас о том, как многоценны мы в глазах Божьих, а наша молитва в предстоящие недели поможет нам увидеть свою ценность и значимость в наших собственных глазах. Всевозможными способами Бог говорит нам: «Оглянись вокруг, и увидишь: Я говорил и говорю Тебе, кто ты такой». Мы стоим перед Богом, Который не может скрывать от нас Свою любовь, и являем собой лучшее Его творение.



Теми же или похожими словами
Дорогой Господь!
Прошлая неделя принесла мне яркие, неожиданные воспоминания.  Когда я молился перед фотографией матери с ребенком на руках, я думал о Твоей любви ко мне и о том, как Ты прижимаешь меня к себе, защищая от опасностей. Иногда я борюсь с этим образом, потому что хочу быть свободным и независимым, а не слабым и нуждающимся.
Теперь, молясь перед снимком этой недели, я думаю о том, как Ты заботишься обо мне – обо мне лично. Я смотрю на девочку, которая прислушивается к ребенку в утробе своей матери, и меня переполняет чувство любви и заботы, которыми Ты окружил меня еще до моего появления на свет.  Меня трогают слова псалма: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей».  Как это возможно, чтобы Ты так сильно любил меня – тогда и сейчас?
Я возвращаюсь к тем страницам своего фотоальбома, которые рассматривал на прошлой неделе, к тем временам, когда и вправду очень явственно ощущал Тебя в своей жизни.  Как ни странно, в основном это были трудные времена, болезненные времена. Почему я не прибегаю к тебе в часы радостей и побед? Не потому ли, что впадаю в иллюзию, будто жизнь моя в моих собственных руках?  И мне не надо полагаться ни на Тебя, ни на кого-то другого?
Когда все идет хорошо, мне представляется, что я должен предстать перед Тобой совершенным, – а я не совершенен. Поэтому я не спешу обращаться к Тебе, думая, что как-нибудь сам исправлю все свои недостатки, а уже потом предстану перед Тобой и стану с Тобой говорить.
Но я снова смотрю в свой фотоальбом. Когда мне больно или трудно, я кидаюсь к Тебе за помощью.  Потом, когда боль стихает, я не всегда снова спешу к Тебе.  Ты терпеливо ждешь меня, но почему-то я все думаю, что должен стать лучше, прежде чем обращусь к Тебе и принесу Тебе свою жизнь.  Если бы только я исправил в себе вот это… Если бы только улучшил в себе то… Тогда я все это препоручу Богу. И вдруг я понимаю, дорогой Господь, что именно теперь, со всеми своими недостатками, со всеми изъянами, которые мне хочется в себе исправить, я и должен к Тебе обратиться.
Пожалуйста, возьми меня за руку и пойди со мной в те места моей души, в которых мне страшно. Будь со мной, пока я смотрю на себя со всеми своими изъянами. Пребудь со мной, когда я боюсь своего гнева и грусти или плачу о горестях своей жизни. Этого мне больше всего хочется избежать, и все же именно здесь я нуждаюсь в Твоей любви более всего.
Спасибо Тебе, спасибо за то, что Ты со мной сегодня, на этой неделе, всегда.  Я так благодарен Тебе за Твою любовь и заботу. Помоги мне узнать, как мне отплатить Тебе за эту любовь.


Утренняя молитва: 
Господи, я так хочу хорошо подготовиться к предстоящему дню,
чтобы слушать Тебя со вниманием и отвечать Тебе с готовностью.
Помоги мне сделать мои помыслы чистыми и ясными.
Я полон противоречивых желаний.
Жизнь моя полна забот и погони порой за вещами ненужными.
Я знаю, что, если отдам Тебе свое сердце,
мое новое сердце будет направлять меня во всех моих делах.

Пусть все мои нынешние дела –
все мои встречи и размышления
и даже неудачи и огорчения, –
помогут мне предать себя в руки Твои
и препоручить Тебе всю свою жизнь.

Господи, жизнь моя в Твоих руках.
Да принесет этот день Тебе хвалу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Статистика


View My Stats
free counters