3 апреля 2016 г.

Духовные упражнения

Картина гармонии – Жизнь в равновесии

«Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»Филиппийцам 4:11-13










На этой неделе мы переходим от благодарности и хвалы Божией  – от великой картины упорядоченного, исполненного смысла творения – к конкретной картине целеустремленной и гармоничной жизни – жизни в равновесии.
Всю эту неделю мы будем черпать вдохновение в людях, которые, как нам кажется, живут в гармонии с той целью, ради которой были сотворены, и свободно пользуются всем Творением для достижения этой цели.
Св. Игнатий сказал об этом просто:
Человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в [достижении] его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает.
Поэтому необходимо стать настолько бесстрастным, чтобы мы не желали скорее здоровья, нежели болезни; богатства, нежели нищеты; почести, нежели унижения; жизни долгой, нежели короткой; и подобным образом во всех остальных вещах, желая и избирая единственно то, что нас лучше ведет к цели, для которой мы созданы.
Все мы знаем, как нам мешает недостаток того «бесстрастия» или равновесия в нашей жизни, о котором говорит Игнатий. Когда мое желание и выбор склоняются в сторону «хочу здоровья; хочу успеха; хочу заботиться о себе; жажду почестей и внимания», – я знаю, что лишен равновесия и чрезмерно поглощен самим собой.
Однако, когда мы видим человека, который, кажется, беспрепятственно любит и отдает, и привольно живет на благо других людей, мы черпаем в этом вдохновение. Кажется, у таких людей все идет верно.
Давайте на этой неделе назовем тех людей, которые, как нам кажется, подают нам пример свободы, и будем черпать в их примере вдохновение. Как всегда, пользуйтесь фотографией справа. Если хотите, обращайтесь к материалам первых трех недель. Но на этой неделе в гуще своих повседневных дел старайтесь осознать, каким образом некоторым людям удается жить в хвале, почитании и служении Богу, возможно, героически, возможно, в глубокой простоте.  Кто эти люди, указывающие нам путь к истинной жизни?


Практические советы для приступающих к упражнениям этой недели
Кто эти люди, указывающие нам путь к истинной жизни?
Очень хороший практический способ приступить к упражнениям этой недели – взять листок бумаги и составить список тех, кто нас вдохновляет.  Давайте начнем с людей, с которыми мы не знакомы. Это могут быть исторические лица – св. Игнатий, св. Тереза Авильская или Мартин Лютер Кинг. Это могут быть люди, некогда меня вдохновившие, например, владелец текстильного завода, который, когда завод сгорел, продолжал платить всем своим работникам, пока предприятие не отстроили. Потом назовем тех, кого знаем лично – нашу тетю или бабушку, прожившую героическую жизнь, нашего приходского священника, кого-то из наших близких.
Составив подобный список, мы сможем провести эту неделю в размышлениях о том, какие качества в каждом из этих людейвнушают нам вдохновение.  Каким образом жизнь их пребывает в равновесии? От чего они свободны? И для чего?  Что онивыбирают и чего желают?
Не забудьте щелкнуть мышкой по фотографии и посмотреть увеличенный снимок на странице «Фотогалерея». На этой неделе вы можете сделать его фоном своего рабочего стола. Девушка справа – студентка нашего Крейтонского университета.  Она находится в одной из наших горных сельских клиник в Доминиканской республике.  На этой неделе просто всматривайтесь в ее лицо. Какие чувства переполняют ее сердце? Чтобы отправиться туда, ей потребовалось лишь немного свободы, но мы видим, что в своем служении она обретает много больше, чем отдает.
На этой неделе мы не судим самих себя.  Мы можем яснее осознать несвободу своей жизни, но в целом сейчас не время концентрироваться на себе. Потом у нас еще будет время позволить всем этим дарам развить нашу собственную духовную свободу. Это просто следующий шаг нашего странствия. Подражанию предшествует восхищение. На этой неделе мы просто собираем галерею образов тех людей, которые нас вдохновляют, людей, чьи качества и верность поставленной цели являют нам могущество свободы.
Не забывайте в течение недели наполнять этим процессом фон своей жизни. В те краткие мгновения, когда я куда-то иду, надеваю тапочки или халат, я могу изливать свои желания в простой молитве: «Господи, на этой неделе я хочу обрести вдохновение. Пусть этот день приблизит меня к постижению того, как люди живут в великой свободе». Пока я веду машину, готовлю ужин, иду по коридору или, к примеру, читаю газету, я могу думать о ком-то из своего списка, и некая часть их благодатного образа жизни затронет и меня. Ложась спать, например, выключая свет, я могу говорить: «Спасибо Тебе, Господи за те мгновения, которые взволновали сегодня мое сердце».
Отметьте свои успехи за неделю. О скольких людях из списка вы поразмышляли? Вспоминались ли вам новые имена? Проще быть недоброжелательным, чем долго испытывать восхищение.  Если на этой неделе я обнаружу, что рассредоточился, я просто вернусь к этим страницам и сосредоточусь снова.  Боритесь со всяким чувством недоброжелательности, глядя на фотографию.
Не забывайте всю неделю говорить «спасибо».


В путь
На этой неделе мы знакомимся с прелюдией или увертюрой «Духовных упражнений». Обыкновенно эта вступительная часть музыкального произведения знакомит слушателя с партитурой, которая будет развиваться в основной части произведения.
Трудность услышанного нами в начале этой недели может вызвать у нас некоторую растерянность и сомнения в том, стоит ли продолжать. Здесь, в самом начале «Упражнений», Игнатий показывает нам, что он понимает под «свободой». Я знаю, что каждый из нас хочет долгой жизни, здоровья, доброго имени и достатка. Может показаться, что здесь, сразу вслед за ласковой молитвой, мы наконец раскрыли все карты: чтобы продолжать эти упражнения, вы должны всецело отрешиться от таких естественных желаний, как жизнь, здоровье и достаток.
На самом же деле Игнатий просто указывает на общечеловеческие склонности, которые, будучи оставлены без внимания, могут начать управлять нами, подчинять нас, лишать свободы и даже разрушать нашу жизнь. Эта увертюра просто призывает нас всмотреться в то, что чаще всего выводит нас из состояния гармонии. Впервые за время Упражнений нас просят проверить, достаточно ли мы свободны, чтобы встретиться со своей несвободой. Только после этого вся симфония Упражнений обретет для нас смысл.
Поэтому мы должны очень ясно осознать следующее: Игнатий исходит из того, что, будучи людьми, мы обладаем беспорядочными наклонностями. Могу ли я честно и смиренно обнажить то, что играет такую звучную партию в моем личном оркестре, – беспорядок в симфонии моей жизни? В последующих Упражнениях Игнатий призывает нас смотреть на Иисуса как на дирижера нашей личной и всемирной симфонии. Когда Игнатий говорит «бесстрастие», он не имеет в виду «равнодушие». Он лишь честно и сразу говорит нам о том, куда нас ведут Упражнения. Здесь он указывает нам на области «чрезмерного попечения», которые уводят нас от веры в «попечение Божие» – от подлинной свободы. Обретем ли мы со временем свободу видеть, слышать и слушаться Божественного дирижера?
Эта неделя указывает нам тот путь, который станет плодом честного размышления и благоговейного смирения, но это потребует времени и благодати Божией.  Главной свободой, которую подарит нам эта неделя станет простое признание человеческих стремлений, которые, будучи смягчены нашим соприкосновением с Иисусом и с путями Господними, станут элементами гармонии и равновесия. «Не бойтесь», Бог, призывающий нас, верен нам – и непрестанно приглашает нас в Свою симфонию жизни.


Теми же или похожими словами
Дорогой Господь!
На прошлой неделе мне было проще.  Я созерцал мировое равновесие и гармонию. Я наблюдал их в смене времен года, в восходе солнца и во множестве других чудесных явлений, которые ничем мне не грозили и ничего от меня не требовали.
Но сейчас – сейчас я призван увидеть гармонию (или отсутствие таковой) в своей собственной жизни. Меня поразили слова в путевом указателе: «Могу ли я честно и смиренно обнажить то, что играет такую звучную партию в моем личном оркестре, – беспорядок в симфонии моей жизни?»  Что-то во мне взволновалось, Господи.  Отдельные мои части играют слишком звучную партию в симфонии моей жизни.  Я слышу слишком громкие звуки горнов, когда боюсь, что потерплю неудачу или что так покажется окружающим.  Я слышу оглушительный бой барабанов, когда слишком ищу восхищения окружающих, и все это кажется мне пустым, потому что все, чего я хочу – это тем или иным путем посвятить Тебе свою жизнь.
Пожалуйста, Господи, прошу Тебя, дай мне благодать увидеть, как мне привести свою жизнь в равновесие. Как мне достигнуть такого мира и покоя, какой обрела та девушка на фотографии? Она сидит в бедной клинике и смеется, со всех сторон окруженная бедствиями.  Ее покой не имеет никакого отношения к деньгам, к гордости или к ее образу в глазах окружающих. Она отдала свою жизнь Тебе. Помоги и мне обрести в своей жизни такой же покой.
Но мне становится страшно.  Чего Ты просишь от меня, Господи?  От чего я должен отказаться? Могу ли я это сделать? Я разрываюсь между желанием привести свою жизнь в «равновесие» и в гармонию с Тобою – и нежеланием отдавать то, что у меня есть. Мне попросту страшно. В страхе я обращаюсь к Тебе и протягиваю руки с мольбой о помощи, в которой я так нуждаюсь.
Пожалуйста, Боже, помоги мне жить так, чтобы приближаться к Тебе. Помоги отказаться от всего, что не приближает меня к Тебе. Я так благодарен Тебе за любовь и заботу. За то, что Ты создал меня и хочешь, чтобы я пребывал с Тобою в гармонии.

Утренняя молитва:   

Пусть все мои нынешние дела –
все мои встречи и размышления
и даже неудачи и огорчения, –
помогут мне предать себя в руки Твои
и препоручить Тебе всю свою жизнь.

Господи, жизнь моя в Твоих руках.
Да принесет этот день Тебе хвалу.

Чтения из Священного Писания:

Ефесянам 2
Римлянам 8

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Статистика


View My Stats
free counters