10 апреля 2016 г.

Духовные упражнения

Беспорядочность греха – Страшный бунт
«Примите и пейте из нее все, ибо это есть чаша крови Моей, нового и вечного завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов»
Евхаристическая молитва








Мы провели несколько недель, наслаждаясь пониманием того, что значит жить в гармонии с собственным предназначением, а также черпая вдохновение в тех людях, которые, как нам кажется, живут правильно. Теперь мы обратимся к иной картине. Разрушенная бомбами боснийская деревушка на фотографии отца Долла может символизировать для нас мятежное зло, плод нашего отвержения Бога и Божией воли о нас и обо всем человечестве.
Почему на этой неделе мы оказались здесь?  Мы хотим увидеть, ощутить, что значит грех – страшный бунт против Бога. Мы хотим не просто рассмотреть некое расплывчатое понятие «социального зла», за которое никто не несет личной ответственности. Мы намерены посвятить эту неделю более ясному осознанию откровенного высокомерия и оскорбительного отвержения благодати Божьей в нашем мире. Почему мы хотим сделать это? Потому, что редко смотрим в лицо злу. А кроме того, это позволит нам глубже познать любовь и милосердие Божие, явленные в Смерти и Воскресении Иисуса за грехи мира.
Таким образом, на этой неделе перед нами, в сущности, два типа образов:
o        те, что будут посещать нас на этой неделе, представляя грех мира;
o        образ Иисуса на Кресте, освобождающего нас от греха и смерти, что грозят над нами восторжествовать.
На этой неделе мы будем обращаться к материалам, представленным справа. Враг наших взаимоотношений с Богом не хочет, чтобы мы разоблачили его, увидев или поняв, что значит грех.  Речь идет, прежде всего, не о личном грехе, хотя все мы грешники. На этой неделе мы постараемся развить в себе то, что, кажется, утрачено нашей культурой, – чувство греховности.
В течение недели мы будем время от времени заглядывать вглубь истории и позволять своему воображению рисовать нам страшные картины насилия, бесчеловечности, несправедливости, оскорблений, алчности и жажды власти – человечества, бунтующего против Бога, Который хочет, чтобы мы хвалили Его, почитали Его и служили Ему, используя все остальное творение для достижения этой цели.
Сколько отрицания Божьего права на хвалу, почитание и служение можем мы вкусить на этой неделе? Сколько поклонения другим богам? Сколько насилия над достоинством человеческой жизни?  Сколько обмана и несправедливости, соблазна и порочности? Мы хотим постигнуть глубину греха мира, чтобы без колебаний исследовать его размах.
Наша цель не в том, чтобы превратиться в судей или пестовать в себе негодование на грешников. Мы стремимся познать неблагодарность и горделивую независимость от Бога, каковую и представляет собой грех. Это беспорядок, и мы чувствуем,что это великое зло.
На этой неделе наше сознание зла ежедневно будет настолько ясным, что мы не сможем его вынести – если не обратимся к другому образу: к ответу любящего, милосердного Бога.  Все это оплачено плотью и кровью Иисуса, распятого на Кресте.
Мы завершаем каждый день с растущей благодарностью за великое милосердие Божие.



Практические советы для приступающих к упражнениям этой недели.
Эта неделя важна потому, что позволяет увидеть ход развития наших упражнений. Эти упражнения строятся на дарах, которые мы обрели за первые четыре недели, а последующие упражнения будут строиться на дарах этой недели. На этой неделе мы будем размышлять о некоторых явлениях, о которых обыкновенно не думаем. Вот некоторые практические советы, которые помогут нам извлечь из этих размышлений больше плода.
Обращайте внимание на начало и конец каждого дня. Это, как и прежде, ключ к нашей способности сосредоточиваться в дневные часы. Каждый день, проснувшись утром и надевая тапочки или халат, на протяжении нескольких кратких мгновений я буду вспоминать о том, какой дар стремлюсь обрести сегодня:  глубже ощутить, что такое грех. Я могу, например, говорить: «Господи, дай мне увидеть и почувствовать, сколь возмутительно зло, которое, кажется, правит нашим миром. Господи, я так хочу с трепетом ощутить всю непомерную глубину Твоей любви и милосердия». В завершение каждого дня пусть все эти картины сменяются образом Иисуса на Кресте. Каждый вечер старайтесь мысленно возвращаться к этому образу. Пусть он станет для вас более реальным. Например, я могу представить себе, что всматриваюсь в лицо Иисуса, изливая Ему свою благодарность. Я могу представить себе, что говорю один на один с нашим Воскресшим Господом, прося Его показать мне язвы на Своих руках и ногах и на боку, которые и поныне остаются для нас знамениями могущества любви Божией.
Размышления этой недели потребуют от нас некоторых усилий, но они того стоят. Фотография боснийских ужасов может помочь нам мысленно углубиться во все ужасающее мировое зло в целом. Я размышляю обо всех войнах  истории, о зверствах, совершенных ради какого-нибудь вождя или из жажды власти. Я думаю обо всех невинных детях, лишенных даже возможности вкусить человеческое достоинство и свободу. Я представляю себе всеобщий распад и цену этого распада для всего человечества. Я вспоминаю своих любимых и друзей, действительно падших жертвами греха.   Возможно, я познал, что значит нелюбовь отца или матери или предательство любимого человека.
Как может это горе или даже возмущение служить фоном моей повседневной жизни на этой неделе и не влиять на мое настроение, мое отношение к работе, к семье? Мы хотим, чтобы оно влияло на наши сердца. Мы хотим снять шоры и по-настоящему увидеть и почувствовать силу зла. Но в то же самое время мы хотим вкусить силу Божественного ответа. Эта неделя не должна привести нас в уныние.  Она должна даровать нам надежду.
Эта неделя станет для нас великим даром, если мы будем помнить о главном: мы должны просить о даре увидеть возмутительное, бунтующее зло греха в этом мире и милосердную любовь Божию, явленную в смерти Иисуса за грех мира.
Записывать обретенные дары, делиться ими с другими, писать о них, посылать их на нашу страницу обмена опытом очень полезно для углубления этого опыта.
К середине этой недели мы можем прислушаться к тому, как мы себя чувствуем. Мы можем спросить себя: «Трудно ли мне видеть зло греха в этом мире? Испытывать возмущение? Трудно ли мне взращивать в себе благодарность за милосердие Божие?»


В путь
Молитва за грехи поначалу рождает в нас вовсе не радостный отклик. Как кто-то однажды сказал, «смех и грех – две вещи несовместные». Никто из нас не любит размышлять об опустошительных ураганах и войнах. Чем мы чувствительнее, тем сильнее отталкивает нас мысль об уродстве ненависти и насилия.
Когда в ходе упражнений мы молимся за грехи, главный вопрос для нас заключается в том, является ли вина даром или отклонением. Быть может, это можно выразить следующим образом: что дает картине рама? Разумеется, рама должна сосредоточивать взгляд на том, что она обрамляет. Если говорить о бунте и неблагодарности греха, где тут картина и где рама?
Для большинства из нас наше участие в грехе мира и наши собственные грехи заполняют весь холст, а рамой служит более или менее необязательная любовь Иисуса к миру и лично к нам.
Для тех же, кто предается этим молитвенным размышлениям упражнений, верно противоположное. Основной и единственной картиной всегда остается любовь Иисуса Христа к нам и к нашему миру. Эта любовь лишь подчеркивается глубокой действительностью нашего сопротивления жизни в ней и упованию на нее. Ведь именно из-за нашего греха Иисус пришел в мир и занял Свое центральное место на холсте мировой истории.
Мой отец был юристом, и девиз его фирмы звучал так: «Худшая несправедливость – неверно показанная несправедливость». Наши худшие грехи – это те грехи, которые мы держим при себе, отказываясь признать их и позволить Иисусу взять их с Собою на Крест. Он не просто представляет нас; Он заново преподносит нас горячо любимому Им миру, преображая нас в исцеляющий дар.
Вина может быть даром, когда остается рамой и заставляет нас постигнуть и принять освобождающее прощение Иисуса. Вина является помехой и отклонением, когда при мысли о ней мы увязаем в своей непрощенности. Колеса нашего духа могут тщетно скользить на месте в грязи и слякоти нашего саморазрушения в надежде на то, что Бог будет просто обязан над нами сжалиться, когда увидит, как сурово мы сами себя наказываем. Тем самым мы помещаем Бога не в центр, но далеко за пределы своей жизни. Но Бог не зритель и не искусствовед.
Истинная свобода, к которой призывают нас Духовные Упражнения, это свобода позволить Богу быть Богом, а нам – быть любимыми – и не только нынешним, но и нам грядущим. Готовы ли мы молиться на этой неделе с честностью, но без осуждения и недоверия?


Теми же или похожими словами
Дорогой Господь!
Я в растерянности.  Последние четыре недели я молился, глядя на прекрасные снимки матерей, детей, пейзажей и счастливых людей, и ощущал любовь и гармонию. Но на этой неделе передо мной разрушенная бомбами деревня. Ужасающая картина, которая никак не вписывается в ритмичную последовательность других образов.  Я знаю, что Ты присутствуешь в любви и гармонии. Но присутствуешь ли Ты и в разрушении?
Глядя на эту картину, я едва способен молиться. Мне хочется молиться за тех, кто лишился семьи и дома, за тех, чья жизнь изменилась бесповоротно. Я хочу, чтобы эти люди нашли в Тебе поддержку и покой, который кажется уже невозможным в их разрушенной жизни.
Но глядя на эту фотографию, я думаю и о тех, кто отдалился от Тебя настолько, что смог нанести своим братьям и сестрам столь великие разрушения. Что толкает нас, людей, так обращаться друг с другом? Как, Боже, взираешь Ты на нас, сотворенных Тобою людей, когда мы причиняем друг другу такие страдания?
Я размышляю о своей собственной семье, о том, как бы я себя чувствовал, если бы долго готовил подарок дочери, думал, чем ее порадовать, как доставить ей удовольствие, а она бы лишь мельком на него взглянула и, сказав «спасибо», швырнула его в чулан. Что бы я чувствовал? Не слишком ли самонадеянно спрашивать, что чувствуешь Ты?
На этой неделе помоги мне понять, что грех есть отвержение Тебя. Помоги преодолеть сопротивление, мешающее мне смотреть в лицо злу. Открой мне глаза, дабы я увидел, что грех – не что иное, как неблагодарность Тебе, сотворившему жизнь и сообщившему ей предназначение и смысл. Я хочу презреть зло, как презираю все, отчего мне больно. Я хочу кожей почувствовать, как эгоизм разрушает и подрывает Твою цель и Твой замысел.  
Когда же я поднимаю глаза и вижу Тебя на кресте, помоги мне понять, помоги ощутить, что Ты объемлешь и берешь на Себя всякое зло. Как мне благодарить Тебя? Позволь мне никогда не  забывать о том, сколь многоценен Твой дар, спасающий меня от опустошения греха и смерти.

Утренняя молитва: 
  
Пусть все мои нынешние дела –
все мои встречи и размышления
и даже неудачи и огорчения, –
помогут мне предать себя в руки Твои
и препоручить Тебе всю свою жизнь.

Господи, жизнь моя в Твоих руках.
Да принесет этот день Тебе хвалу.



Чтения из Священного Писания:

Колоссянам 2:9-15
Псалом 9:22-38
Псалом 72

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Статистика


View My Stats
free counters