25 октября 2011 г.

5 Духовное руководство в его современном виде стало слишком узким

В последние века определённые направления внутри христианства поощряют использование духовного руководителя. Термин «духовное руководство» часто используется в Англиканской и Римской Католической церквях, а романы Сьюзан Ховач познакомили с ним новых людей.
Одним из традиционных аспектов духовного руководства является формальная исповедь грехов. Кающийся христианин просит о встрече со священником. Эта встреча может проходить в церковной исповедальне или в доме священника. Кающийся может принести с собой список грехов, совершённых со времени последней исповеди; это может быть как записанный, так и устно отрепетированный список. Человек может ходить вокруг да около («У меня были дурные мысли по отношению к одному человеку», «Я изменил…»), а может и называть вещи своими именами («Я занимался сексом с тем-то и тем-то», «Я ударил супругу»). Иногда человек настолько подавлен своей проблемой, что он просто твердит одно и тоже: «Я был неверен своей жене».
По традиции после молитвы, Писания или молчания, кающийся становится на колени и говорит такие слова, как «Отче, я согрешил перед небом…» и повторяет список своих грехов. После этого священник кладёт руку на голову кающегося и произносит прощение грехов. Священник может дать покаявшемуся епитимью или задание: «Две недели не ходи в паб» (если кающийся признался в участии в пьяной драке); «Постись по пятницам до следующей исповеди» (если кающийся признался в чревоугодии) и так далее.
Этот древний подход имеет свою ценность, и она не должна принижаться, но нужно признать, что для многих он стал слишком механическим. Признаком этого служит снижение количества формальных исповедей. Сегодня многие кающиеся так же образованы, как и священник, и не хотят покровительствующих отношений. Новые понятия в психологии и развитие человека приводят к тому, что люди сосредотачивают больше внимания на своей человечности. Со времени Второго Ватиканского собора и Римская Католическая и другие церкви признают, что духовное руководство это процесс взаимопонимания, но многие священнослужители на местах слишком заняты, и не могут быть доступными для такого общения  всем, только узкому кругу людей.
Существует необходимость восстановить равноправные отношения с духовным руководителем. Мы не хотим, чтобы нами управляли свысока, мы хотим чувствовать себя не чужаками, а человеческими существами, идущими одной дорогой. Вовсе не обязательно чтобы душевный друг, способный дать такое понимание, был священнослужителем. Ищущий, у которого есть душевный друг, волен исповедывать свои грехи священнику.
В предшествующие нашему поколения предполагалось, что клирики обладали особым духовным авторитетом в духовном управлении - на основании своего образования и данных церковью полномочий. Сегодня, когда информация о скандалах и неудовлетворённых потребностях клириков стала общеизвестной, люди не так уверены, что им можно доверять свои глубинные духовные потребности. Предыдущие поколения подразумевали, что наиболее образованные люди были естественными духовными управляющими. Сегодня термин «академический» приобрёл отрицательное значение; он вызывает в воображении образ человека, которому не хватает житейской мудрости и уравновешенности между телом, разумом и духом. Результаты исследований показывают, что люди могут обладать глубокой духовностью и мудростью независимо от возраста, происхождения или формального признания. Итак, нам следует расширить  понимание того, кто же способен быть душевным другом.(с)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Статистика


View My Stats
free counters